Два федеральных законопроекта в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав рассмотрены парламентским комитетом по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности.
Представленные документы направлены на совершенствование системы госрегистрации прав на недвижимое имущество.
Так, предлагается дополнить новыми положениями отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Проектом закона закрепляется возможность внесения в Единый госреестр недвижимости сведений о собственниках земельных участков, домов, дач, которые по каким-либо причинам не заявили о своих правах, а также наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению таких лиц.
По мнению разработчика документа — Минэкономразвития России, предлагаемые изменения помогут защитить имущественные интересы правообладателей объектов недвижимости. Кроме того, реализация положений законопроекта приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества и позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты.
Парламентский комитет в составе Станислава Короткова, Самвела Аветисяна, Алексея Логинова, Бориса Короткова, Екатерины Мицуковой, Алексея Рыгина, Андрея Таева, Александра Кузьмина, Алексея Голубева и Дениса Хлыбова рекомендовал Волгоградской областной Думе принять постановление о поддержке федерального законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости».
Упростить часть процедур в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав призваны поправки в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Так, в целях повышения качества и доступности ряда услуг предусматривается возможность предоставления их в электронном виде. В частности, разрешается подача заявлений, не связанных с переходом или ограничением прав, в личном кабинете без использования усиленной квалифицированной электронной подписи. Идентификация личности правообладателя в этом случае будет осуществляться через портал госуслуг.
Кроме того, предлагается непосредственно в законе «О государственной регистрации недвижимости» закрепить полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав. Такой подход, по мнению разработчиков документа, представляется наиболее удобным для пользователей услуг, поскольку из федерального закона будет следовать, кто конкретно (орган регистрации или учреждение) осуществляет те или иные функции и чьи действия при необходимости можно обжаловать.
Законопроектом также урегулированы вопросы взаимодействия между МФЦ, федеральным бюджетным учреждением и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.
Вносимыми изменениями также уточняются основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учет и госрегистрация прав, конкретизируется состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Помимо того, законопроектом предусматривается сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости.
Профильный парламентский комитет рекомендовал Волгоградской областной Думе принять постановление о поддержке законопроекта о внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Такую же позицию выразил и комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий под председательством Михаила Струка.